Новости таможенной службы

Уважаемые коллеги! Дорогие ветераны!

23 февраля в нашей стране отмечается государственный праздник - День защитника Отечества. Он символизирует героическую историю нашего народа, славные боевые традиции армии и флота, подвиг наших дедов и прадедов, патриотизм и гордость за свою Родину.

В этот день мы чествуем всех, кто внес и вносит свой вклад в дело обеспечения обороноспособности страны, защиту ее интересов на всех направлениях. Исторически таможенники всегда были в первых рядах тех, кто вставал на защиту рубежей России.

В настоящее время перед таможенной службой стоят серьезные задачи, решение которых будет способствовать развитию нашей экономики и укреплению обороноспособности государства. Уверен, таможенники готовы к новым вызовам и непростым задачам.

Отдельные слова поздравления и благодарности хочу выразить ветеранам таможенной службы.

От всей души желаю вам и вашим близким здоровья, счастья  и благополучия, верности служебному долгу.

 


Читать оригинал
2018-02-22

Руководитель ФТС России Владимир Булавин 21 февраля выступил с докладом о Комплексной программе развития Федеральной таможенной службы до 2020 года на XIV Ежегодной конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) «Таможня и Бизнес:10 шагов навстречу».

С приветственным словом к участникам конференции обратился генеральный директор АЕБ Франк Шауфф, сообщив о поддержке инициатив таможни, направленных на снижение административной нагрузки на бизнес и ослабление торговых барьеров.

Модератором пленарной сессии выступил председатель Комитета по таможне и транспорту АЕБ Дмитрий Чельцов:

«На протяжении многих лет Комитет по таможне и транспорту АЕБ активно взаимодействует с Федеральной таможенной службой. Мы ведем конструктивный диалог, выступаем с конкретными предложениями, и продвигаем инициативы ФТС России, направленные на совершенствование таможенного администрирования, повышение инвестиционной привлекательности и создание благоприятных условий для ведения бизнеса добросовестными участниками ВЭД».

На пленарной сессии конференции выступили руководитель ФТС России Владимир Булавин, замглавы ФТС России Тимур Максимов, руководитель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко.

AEB_21_02_2018_2

Глава ФТС отметил существенные преобразования, проходящие в работе таможенной службы в настоящее время. Их цель – кардинальное изменение восприятия таможни участниками внешнеэкономической деятельности, обществом в целом.

AEB_21_02_2018_1

О практических шагах ФТС России, направленных на поддержку инициатив добросовестного бизнеса, рассказал Тимур Максимов:

«Отношения таможни и бизнеса должны строиться в конструктивном ключе и при взаимном уважении. Взаимодействие строится на понятных принципах – равноудаленность и равнодоступность. Таможня открыта для всех законопослушных участников ВЭД и обеспечивает единые правила, не создавая никому конкурентных преимуществ. Основным эффективным инструментом для выработки совместных с бизнесом решений является наш Экспертно-консультативный совет по реализации таможенной политики, работу которого мы переформатировали для достижения поставленных задач».

AEB_21_02_2018_3

Важность встречных шагов таможни и бизнеса отметил Леонид Лозбенко: «Особую роль в реализации совместных усилий по созданию удобных и комфортных условий для бизнеса и обеспечению безопасности государственных интересов играет Хартия добросовестных участников ВЭД».

По завершении сессии состоялось подписание Франком Шауффом Декларации о поддержке Хартии добросовестных участников ВЭД. Ассоциация стала шестым крупным бизнес-объединением, поддержавшим Хартию.

AEB_21_02_2018_4

Франк Шауфф: «Подписывая Декларацию, АЕБ признает необходимость инициатив и мер, направленных на реализацию антикоррупционных программ и добросовестное осуществление внешнеэкономической деятельности. Мы надеемся, что таможенные органы, в свою очередь, рассматривают возможность предоставления дополнительного упрощения таможенных процедур и повышения их эффективности для подписавших Хартию участников ВЭД».

Главы ФТС России и АЕБ сошлись во мнении о том, что подписание Хартии компаниями-членами АЕБ – отличная возможность продемонстрировать свою поддержку усилий российской таможни и участников ВЭД, направленных на создание благоприятных условий для внешней торговли и ее устойчивого развития.

Владимир Булавин: «Сегодня поддержку идей Хартии высказали представители европейских компаний, работающих в России. Предпринимаемые Федеральной таможенной службой шаги по реформированию таможенной сферы находят поддержку со стороны деловых кругов в лице ведущих бизнес-объединений. Процесс консолидации участников ВЭД вокруг Хартии способствует очищению внешней торговли от нечистоплотных игроков и снижению конфликтного потенциала».

Презентацию руководителя ФТС России Владимира Булавина можно посмотреть здесь.

Презентацию заместителя руководителя ФТС России Тимура Максимова  можно посмотреть здесь.

Видеоролик о современном развитии ФТС России (на английском языке) можно посмотреть здесь.

Справка

Декларацию о поддержке Хартии добросовестных участников внешнеэкономической деятельности 25 октября 2017 года подписали руководители крупнейших ассоциаций российского бизнеса: Александр Шохин (РСПП), Сергей Катырин (ТПП РФ), Алексей Репик («Деловая Россия») и Александр Калинин («Опора России»).

15 февраля в Сочи в рамках Деловой программы РИФ-2018 Координатором иностранных участников Консультативного совета по иностранным инвестициям в России Александром Ивлевым была подписана Декларация о поддержке Хартии.

Реестр участников Хартии ведет Общественный совет при ФТС России.

 

 


Читать оригинал
2018-02-22

16 февраля в рамках деловой программы Российского инвестиционного форума в г. Сочи представители власти и бизнеса обсудили первые результаты, возможности и преимущества вступившего в силу Таможенного кодекса ЕАЭС.

В сессии «Новый Таможенный кодекс ЕАЭС как возможность для улучшения инвестиционного климата» приняли участие заместитель министра финансов РФ Илья Трунин, заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева, директор по сопровождению экспортных проектов АО «Российский экспортный центр» Михаил Антипов, директор Таможенного регулирования и международной торговли EY Антон Шишкин, президент ООО «Марс» Валерий Щапов.

Татьяна Голендеева в своем выступлении подробно остановилась на основных изменениях ТК ЕАЭС, позволяющих сокращать финансовые издержки участников ВЭД, а также совершенствовать администрирование таможенных платежей без потери качества контроля со стороны таможенных органов на базе автоматизации всех процессов.

Татьяна Голендеева: «Либерализация таможенного администрирования стала возможной благодаря автоматизации таможенных операций.  Заложенные в Кодекс приоритет электронного декларирования и отмена необходимости подачи вместе с таможенной декларацией документов, на основании которых она заполнена, в последние годы успешно реализуются российской таможней».

Электронное декларирование стало обязательным в России ещё в январе 2014 года. ФТС России создан электронный архив юридически значимых документов в качестве одного из информационных сервисов «Личного кабинета участника ВЭД», которым активно пользуется российский бизнес. Большим подспорьем в отказе от бумажного документооборота является система межведомственного электронного взаимодействия, в рамках которого таможня работает с 31 федеральным органом исполнительной власти на основании 62 технологических карт.

Татьяна Голендеева: «В целях снижения нагрузки на бизнес, в том числе финансовой, Кодекс предусмотрел двукратное снижение суммы обеспечения для таможенных представителей до 500 тысяч евро, а также возможность непредоставления обеспечения уплаты таможенных платежей теми участниками ВЭД, деятельность которых соответствует установленным требованиям».

Важной новеллой Кодекса стало максимальное приближение института уполномоченного экономического оператора к международной практике, а также его унификация на территории всех стран ЕАЭС. Это важно для оптимизации логистических цепочек и снижения издержек.

Участники сессии обсудили широкий круг вопросов, касающийся изменений таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях Евразийского экономического союза. Заместитель министра финансов России Илья Трунин подчеркнул важность изменений в таможенном законодательстве для бизнес-среды.

Илья Трунин: «Новый Таможенный кодекс ЕАЭС действительно представляет уникальную возможность для улучшения инвестиционного климата. При его написании  была поставлена важная задача, чтобы новый Таможенный кодекс был документом прямого действия, чтобы отсылки на национальное законодательство были только в самых необходимых элементах. На мой взгляд, эта задача решена. Таможенный кодекс, во-первых, стал первым документом прямого действия. Во-вторых, учел опыт совместного функционирования таможенных служб пяти государств в течение шести лет».

Представители бизнеса отметили, что новый кодекс лучше соответствует современным реалиям, нацелен на унификацию таможенного регулирования на территории ЕАЭС. Присутствующие позитивно оценили множество прогрессивных норм: применение технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров, использование механизма «единого окна».


Читать оригинал
2018-02-19

Федеральная таможенная служба в 2017 году предотвратила ущерб правообладателям объектов интеллектуальной собственности на сумму 4,617 млрд рублей (в 2016 г – 4,295 млрд рублей). Таможенные органы выявили 10,1 млн единиц контрафактной продукции.

В 2017 году за нарушения прав интеллектуальной собственности таможенные органы России возбудили 1072 дела об административных правонарушениях. Большая часть из них (1058 дел) – за незаконное использование зарегистрированных товарных знаков. 14 дел возбуждено за нарушение авторских и смежных прав.

За год на 7,5% расширился таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. На 1 января 2018 года в нем зарегистрировано 4617 объектов интеллектуальной собственности (годом ранее было 4295). Среди них – 4 579 товарных знаков, 32 объекта авторского права, 6 наименований мест происхождения товаров. Их владельцами являются как зарубежные, так и российские компании.

В 2017 году правообладателям в рамках эксперимента предоставлена возможность направления заявления о включении товарного знака в таможенный реестр в электронном виде через «Личный кабинет участника ВЭД». В 2018 году ФТС России планирует перейти к полномасштабному оказанию правообладателям этой услуги в электронном виде.

Справка: 

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности администрирует ФТС России на основании заявлений обладателей исключительных прав. Масштабный перевод взаимодействия таможенных органов и бизнеса на современные IT-платформы осуществляется в рамках реализации Комплексной программы развития Федеральной таможенной службы на период до 2020 года.


Читать оригинал
2018-02-19

Региональный узел связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ (РИЛО-Москва) представил в штаб-квартире Всемирной таможенной организации (ВТамО) в Брюсселе результаты скоординированной работы восьми стран (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана) в 2017 году по десяти международным специальным правоохранительным операциям и двум правоохранительным аналитическим проектам, проведенным во взаимодействии с Интерполом, Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF), Управлением ООН по наркотикам и преступности (UNODC).

В результате этих международных операций только в Российской Федерации таможенные органы возбудили 28 уголовных дел и 911 дел об административных правонарушениях.

Директор RILO-Москва Олег Баканов на 23-й Глобальной встрече Региональных узлов связи по правоохранительной работе ВТамО, состоявшейся 6-9 февраля 2018 года, также обсудил вопросы улучшения функционирования коммуникационной платформы CENcomm, позволяющей офицерам национальных узлов связи RILO, действующим в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане и Узбекистане, в он-лайн режиме передавать и получать оперативную информацию. Использование этой платформы позволяет выявлять каналы контрабанды товаров, в том числе наркотических средств, алкогольной и табачной продукции, оружия, контрафактных товаров и объектов CITES (Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны).

RILO

Во встрече приняли участие десять RILO, объединяющие таможенные службы стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки по субрегиональному принципу. Были обсуждены актуальные вопросы эффективного взаимодействия между RILO различных регионов по противодействию таможенным правонарушениям и выработаны пути совершенствования обмена информацией и ее анализа с использованием таможенной правоохранительной сети «CEN», разработанной ВТамО.

Секретариат ВТамО высоко оценил работу RILO-Москва, проделанную в 2017 году.

 

Справочно:

RILO-Москва – региональный узел связи по правоохранительной работе ВТамО по странам СНГ. Он структурно входит в Главное управление по борьбе с контрабандой ФТС России и является координирующим органом на пространстве СНГ. В RILO-Москва официально входят национальные узлы связи таможенных служб Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.

Глобальная сеть Региональных узлов связи по правоохранительной работе (RILO), включает 11 офисов RILO и объединяет 145 стран. Ее цель – повышение эффективности двустороннего и многостороннего сотрудничества таможенных служб при обмене информацией правоохранительного характера.

 


Читать оригинал
2018-02-19

Координатор иностранных участников Консультативного совета по иностранным инвестициям в России Александр Ивлев, управляющий партнер компании Ernst & Young, подписал 15 февраля 2018 года в Сочи в рамках Деловой программы Российского инвестиционного форума Декларацию о поддержке Хартии добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

В церемонии подписания приняла участие заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева. Она отметила: «Поддержка иностранными инвесторами Хартии укрепляет убежденность руководства ФТС России в правильности взятого курса на расширение «зеленого сектора» бизнеса – компаний низкого уровня риска». По словам заместителя руководителя ФТС России, число организаций низкого уровня риска за год увеличилось более чем в 3,5 раза с 2199 компаний в I квартале 2017 года до 8074 компаний в январе текущего года.

ved

Татьяна Голендеева подчеркнула: «ФТС России приветствует расширяющуюся поддержку Хартии и выражает уверенность в том, что крепнущее доверие между таможенными органами и деловым сообществом благоприятно скажется на реализации Комплексной программы развития Федеральной таможенной службы и на укреплении российской экономики в целом».

Александр Ивлев заявил: «Консультативный совет по иностранным инвестициям в России объединяет крупнейших иностранных инвесторов, общий объем инвестиций которого в экономику страны составляет более 160 млрд долларов. Создание равных возможностей и честная конкуренция – это основа функционирования любой экономики. Поэтому мы считаем, что подписание Хартии добросовестных участников внешнеэкономической деятельности – это важный шаг на пути формирования благоприятных условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в России. От имени КСИИ я хотел бы выразить поддержку дальнейшим инициативам ФТС России по продвижению идеи ответственного отношения участника ВЭД».

Справка

Участники Хартии добросовестных участников внешнеэкономической деятельности обязуются воздерживаться от представления в таможенные органы недостоверных данных о декларируемых товарах и выступают за нетерпимое отношение к тем, кто пытается получить конкурентные преимущества за счет уклонения от уплаты таможенных платежей и других недобросовестных действий. К хартии могут присоединиться российские и иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Подписание Декларации о поддержке Хартии состоялось 25 октября 2017 года, став важнейшим событием XVIII Международной выставки «Таможенная служба–2017». Своими подписями Декларацию скрепили руководители крупнейших ассоциаций российского бизнеса – Александр Шохин (РСПП), Сергей Катырин (ТПП РФ), Алексей Репик («Деловая Россия») и Александр Калинин («Опора России»).

Реестр участников хартии ведет Общественный совет при ФТС России.


Читать оригинал
2018-02-15

Расширенное заседание коллегии ФТС России состоится 2 марта 2018 года по вопросу «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в  2017 году и задачах на 2018 год». С докладом выступит руководитель ФТС  России Владимир Иванович Булавин.

На официальном сайте ФТС России будут размещены проекты итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году (Сведения о деятельности ФТС  России/ Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы) и публичной декларации целей и задач Федеральной таможенной службы на 2018 год (Сведения о деятельности ФТС  России/ Публичная декларация целей и задач таможенной службы Российской Федерации и информация о  результатах ее выполнения).

Материалы о заседании коллегии ФТС России будут доступны  на  официальном сайте ФТС России (Сведения о деятельности ФТС  России/ Перечень координационных и совещательных органов, в  состав  которых входят представители ФТС России/ Координационные и совещательные органы, постоянно действующие в ФТС России/ Коллегия ФТС  России/ Материалы заседаний).

Анонс о проведении расширенного заседания коллегии ФТС России публикуется в соответствии с Методическими указаниями по проведению итоговых заседаний коллегий федеральных органов исполнительной власти, утвержденными протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 18 февраля 2015 года № 1.

 


Читать оригинал
2018-02-15

За последние пять месяцев Федеральная таможенная служба в связи с неуплатой административных штрафов за таможенные нарушения запретила въезд на территорию России 307 иностранным лицам, в том числе 3 лицам без гражданства. В списке значатся граждане 31 государства. Чаще других в списке фигурируют граждане Белоруссии (53 человека), Украины (51 человек), Таджикистана (42 человека), Узбекистана (30 человек) и Молдовы (25 человек).

Данные действия предприняты в соответствии с приказом ФТС России от 08.08.2017 № 1288, который устанавливает процедуру принятия таможенными органами в рамках своей компетенции решений о запрете въезда в Россию и отмены таких решений в отношении должников по уплате административных штрафов и неоднократных нарушителей таможенного законодательства из числа иностранных граждан и лиц без гражданства.

Территориальными таможенными органами ведется работа с представителями национальных диаспор по разъяснению полномочий таможенных органов, связанных с принятием решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства, уклоняющимся от уплаты административных штрафов или неоднократно привлеченных к административной ответственности.

В результате предпринятых мер 15 иностранными гражданами назначенные административные штрафы уплачены и в отношении них таможенными органами установленный запрет отменен.

 

Справочно:

Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации» установлены основания для неразрешения въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства. В частности, основанием для принятия такого решения являются:

– неоднократное в течение трех лет привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к административной ответственности;

– неуплата иностранным гражданином или лицом без гражданства административного штрафа.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 № 12 «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» наделило восемь федеральных органов исполнительной власти (ФТС России, МВД России, МИД России, ФСИН России и др.) полномочиями на принятие решения о запрете въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства в случае наличия определенных законодательством оснований.


Читать оригинал
2018-02-14

12 февраля 2017 года Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов посетил ФТС России и ознакомился с ходом реализации проектов по развитию информационных систем.

В 2020 году таможенная служба выйдет на новый качественный уровень и станет полностью электронной. Декларации будут принимать 16 центров электронного декларирования, находящихся в государственной собственности.

lk1

Всего план включает 102 пункта, которые обеспечат автоматизацию бизнес-процессов, сократят издержки бизнеса и повысят эффективность контроля.

В Центре оперативного мониторинга и управления рисками Игорь Шувалов оценил работу комплекса программных средств ФТС России, которые обеспечивают межведомственное электронное взаимодействия, управление рисками, работу «Личного кабинета участника ВЭД», категорирование участников ВЭД.

lk2

И.И. Шувалов: «Подобная система сможет обеспечить эффективное сопряжение возможностей ФНС и ФТС и облегчит ряд условий ведения бизнеса. «Личный кабинет» помогает повысить эффективность коммуникации между ФТС России и участником ВЭД. Надо изучить возможность сделать обязательной регистрацию в нем для вновь создаваемого юридического лица. Таким образом, мы сможем обеспечить ту прозрачность соблюдения прохождения таможенных процедур, ради которой все эти системы и создаются. При этом «Личный кабинет» должен быть максимально простым в использовании и комфортным для пользователя».

lk3

Осуществляемый таможенными органами в рамках создания механизма прослеживаемости товаров, пилотный проект по маркировке изделий из натурального меха показал свою высокую эффективность. По итогам 2017 года количество задекларированных меховых изделий увеличилось в 1,5 раза (до 417 тысяч штук), таможенные платежи выросли более чем в 1,8 раза (до 69,6 млн долл. США). Всего в проекте приняло участие 9,4 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при этом более 23% участников зарегистрировались впервые.

lk4

В.И. Булавин: «Мы создаем удобную для бизнеса и эффективную для государства систему таможенного администрирования, основанную на управлении рисками. Это позволяет одновременно решить две задачи – повысить эффективность таможенного контроля и создать благоприятную среду для добросовестного бизнеса. Кроме того, снижается конфликтный потенциал в таможенной сфере».

Категорирование участников ВЭД проводится автоматически на основе математической модели оценки их деятельности. На 8 074 участников ВЭД низкого уровня риска (этот показатель вырос в 3,5 раза за 2017 год) приходится 65% деклараций на товары и 83% уплаченных таможенных платежей.


Читать оригинал
2018-02-13

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2017 году составил 584 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25%, в том числе экспорт – 357 млрд. долларов США (рост на 25%), импорт – 227 млрд. долларов (рост на 24%).

 Динамика важнейших показателей внешней торговли Российской Федерации в 2015 – 2017 годах

  1_1_1

В структуре внешней торговли России по группам стран особое место занимает Европейский союз (ЕС) как крупнейший экономический партнер, на его долю в общем объеме товарооборота Российской Федерации в 2017 году приходилось 42%, на страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – 31%, на государства – участники Содружества Независимых Государств (СНГ) – 12%,  в том числе на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – 9%,  на страны Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) – 3%, на страны БРИКС – 18%, АТР – 32%.

Основными торговыми партнерами России в 2017 году были: Китай –
15% товарооборота Российской Федерации (рост – на 32%), Германия – 9% (на 23%), Нидерланды – 7% (на 22%), Беларусь – 5% (на 26%), Италия – 4% (на 21%), США – 4% (на 16%), Турция – 4% (на 37%), Республика Корея – 3% (на 28%), Казахстан – 3% (30%), Украина – 2% (на 26%).

Основные торговые партнеры Российской Федерации среди стран дальнего зарубежья в 2017 году

(данные на графике представлены за 2017 г)

1_2

Взаимная торговля Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС в 2017 году

(данные на графике представлены за 2017 г)

  1_3

ЭКСПОРТ РОССИИ.

Экспорт России в 2017 году составил 357 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом вырос на 25% или на 71 млрд. долларов США.

В 2017 году по сравнению с 2015-2016 гг. в общем объеме экспорта России снизилась доля отдельных стран Европейского союза (в частности Нидерландов, Италии – на 2%), а также Турции, Японии  и Украины – на 1%. При этом возросла доля экспорта России в Республику Беларусь (на 1%) и Китай (на 3%), который занял лидирующее положение среди стран-партнеров.

1_4

В 2017 году основную долю в стоимостном объеме экспорта России занимали топливно-энергетические товары  –  59% (в 2016 г. – 58%), из них нефть сырая – 38% (37%), нефтепродукты – 24% (23%), природный газ – 14,5% (16%) и каменный уголь – 6% (4,5%).

Стоимостной объем экспорта России товаров ТЭК в 2017 году по сравнению с 2016 годом  увеличился на 27% и составил 211 млрд. долларов США. Вместе с тем, физические объемы экспорта нефти сырой и нефтепродуктов по сравнению с предыдущим годом сократились на 1% и 5% соответственно.

1_5

Среди стран-партнеров наибольшее снижение физических объемов экспорта нефтепродуктов и нефти сырой зафиксировано в отношении следующих стран: Нидерланды (-8 млн. тонн), США (-4 млн. тонн), Латвия (-3 млн. тонн) и Италия

(-3 млн. тонн). При этом зарегистрирован рост со стороны Китая (+4 млн. тонн), Дании (+ 3 млн. тонн), Сингапура (+2 млн. тонн) и Индии (+3 млн. тонн). Беларусь и Турция сократили закупки нефти сырой (-0,5 млн. тонн и -0,8 млн. тонн), но одновременно увеличили импорт российских нефтепродуктов (+1,5 млн. тонн и +1,5 млн. тонн).

Экспорт природного газа в 2017 году увеличился практически во все основные страны-партнеры, исключение составили Великобритания, сократившая закупки российского газа на 1 млрд м3, и Венгрия – на 0,7 млрд м3.

Увеличение стоимостного объема экспорта топливно-энергетических товаров достигнуто за счет роста цен на основные товары ТЭК в среднем на 24%.

В 2017 году несырьевой неэнергетический экспорт по сравнению с 2016 годом увеличился по стоимости на 22,5% до 133,7 млрд. долларов США, а по физическому объему – на 9,8%.

Доля экспорта несырьевых неэнергетических товаров[1] в общем объеме экспорта России в 2017 году составила по стоимости 37,5%, тогда как в 2016 году она составляла 38,3%, по физическому объему доля этих товаров по сравнению с уровнем прошлого года немного увеличилась и составила 22,4%.

В 2017 году при увеличении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года как стоимостных, так и физических объемов несырьевого неэнергетического экспорта, существенных изменений его товарной структуры не произошло. Структурные изменения составляли не более 1-2%.

Основными товарами несырьевого неэнергетического экспорта России традиционно являлись:

- металлы и изделия из них (полуфабрикаты и прокат плоский из железа и нелегированной стали, алюминий необработанный);

- машины, оборудование и транспортные средства (двигатели турбореактивные, тепловыделяющие элементы (ТВЭЛЫ), части к оборудованию для атомной энергетики);

- химическая продукция (минеральные и органические удобрения);

- продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (пшеница и меслин). Совокупный удельный вес этих товаров в стоимостном объеме несырьевого неэнергетического экспорта России в 2017 году составил 80,9%.

  1_6

Экспорт металлов и изделий из них увеличился на 29,7% до 35,9 млрд. долларов США, его удельный вес в стоимостном объеме несырьевого экспорта составил 26,9% (в 2016 году – 25,4%). Причем, физический объем экспорта металлов и изделий из них по сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически не изменился (рост на 0,4%), что объясняется ростом на 40%-45% средних экспортных цен на полуфабрикаты и прокат плоский из железа и нелегированной стали, а также – на 20% на алюминий необработанный. Удельный вес этих товаров в стоимостном объеме экспорта России металлов и изделий из них за два последних года составлял 41%.

  1_7

Поставки проката плоского в Италию, занимавшие в экспорте этого товара в 2016 году третье место, в 2017 году были переориентированы на Египет, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,2 раза по весу и в 3,2 раза по стоимости.

  1_8

Экспорт машин, оборудования и транспортных средств вырос на 14,6% до 28,1 млрд. долларов США, его удельный вес в стоимостном объеме несырьевого экспорта составил 21,0% (в 2016 году – 22,4%). Физический объем экспорта машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 24,2%.

Среди поставок этой категории товаров можно выделить поставки оборудования для атомной энергетики и комплектующих частей к нему.

  1_9

Экспорт тепловыделяющих элементов снизился на 17,2%, в основном за счет прекращения с 2017 года поставок в Индию (в 2016 году их стоимость составляла 163,8 млн. долларов США), а также сокращения поставок в Чехию, Словакию, Армению, Украину.

В 356 раз (с 343,9 тыс. долларов США до 122,4 млн. долларов США) увеличились стоимостные объемы поставок в Болгарию частей к оборудованию для атомной энергетики. В 6 раз вырос стоимостной объем поставок этих товаров в Беларусь, при этом с 2017 года полностью прекратились поставки в Армению и Польшу.

 Экспорт химической продукции, около 30% которой составляли минеральные и органические удобрения, вырос на 15,0% (до 23,9 млрд. долларов США), его удельный вес в стоимостном объеме несырьевого экспорта составил 17,9% (в 2016 году – 19,0%). Физический объем экспорта химической продукции увеличился на 5,7%.

  1_10

Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья вырос на 21,5% до 20,3 млрд. долларов США и его удельный вес в стоимостном объеме несырьевого экспорта составил 15,2% (в 2016 году – 15,3%). Физический объем экспорта этой категории продукции увеличился на 21,7%.

Более 37% стоимостного объема этой категории товаров составил экспорт зерна.

1_11

Таким образом, при увеличении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года как стоимостных, так и физических объемов несырьевого неэнергетического экспорта, в 2017 году существенных изменений его товарной структуры не произошло. Структурные изменения составляли не более 1-2%.

ИМПОРТ РОССИИ.

В 2017 году импорт России составил 227 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25% или на 45 млрд. долларов США.

В 2017 году основными торговыми партнерами по импорту стали страны АТЭС, на их долю пришлось более 40% всего импорта. Доля Китая в импорте России – 21%. Значительную долю также занимали страны  ЕС – 38%, из них Германия – 11%, Италия – 4 %, Франция – 4% и прочие. На страны СНГ пришлось 11% всего импорта, в том числе на страны ЕАЭС – 8%, основную долю составлял ввоз из Республики Беларусь – 5% и Казахстана – 2%.

1_12

В 2017 году основная доля стоимостного объема импорта России приходилась на машины, оборудование и транспортные средства – 49% (в 2016 г. – 47%). Также существенную долю в импорте составляли: химическая продукция – 18% (19%), продовольствие – 13% (14%), металлы и изделия из них – 7% (6%), текстильные изделия и обувь – 6% (6%).

В 2017 году стоимостной прирост импорта России сформировался на 53%
за счет увеличения стоимостного объема ввоза машин и оборудования, которое в абсолютном значении составило 24 млрд. долларов США.

Среди машин и оборудования в 2017 году наибольшую долю в стоимостном объеме импорта России составляли: механическое оборудование – 41% (в 2016 г. – 41%), электрооборудование – 24% (25%) и средства наземного транспорта – 20% (18%).

  1_13

В 2017 году основными странами-поставщиками импортных машин и оборудования являлись Китай (26%), Германия (12%) и США (8%). При этом
и наибольшее увеличение импорта данных товаров также пришлось на
эти страны, из Китая – на 6 млрд. долларов США, Германии – на 2,8 млрд. долларов США, США – на 2,6 млрд. долларов США.

Ввоз механического оборудования в 2017 году составил 45 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 28% или на 10 млрд. долларов США.

Данный прирост сложился за счет увеличение импорта вычислительных машин на 1,2 млрд. долларов США, при этом прирост импорта данных товаров из Китая составил 0,9 млрд. долларов США. Также данные товары завозились в
2017 году из Чехии, Венгрии, Польши и других стран.

Рост импорта механического оборудование также произошел за счет увеличения ввоза бульдозеров и грейдеров (в 2 раза в количественном выражении), оборудования для обработки резины и пластмассы, части вычислительных машин, жидкостных насосов, инструментов пневматических, двигателей внутреннего сгорания, промышленных машин и оборудования и прочие.

Ввоз бульдозеров и грейдеров в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 0,8 млрд. долларов, основной рост поставок пришелся на импорт данных товаров из Китая – в 2,3 раза, Японии – в 1,5 раза, Южной Кореи –
в 3 раза.

Увеличение ввоза оборудования для обработки резины связано с поставкой в 2017 году многокомпонентной установки по производству линейного полиэтилена низкой/высокой плотности на сумму свыше 0,5 млрд. долларов США из стран ЕС.

Поставки частей для вычислительных машин значительно увеличил
в 2017 году Китай – на 340 млн. долларов США, в меньших объемах Сингапур, Вьетнам и Южная Корея – на 100 млн. долларов, 7 млн. долларов США и 10 млн. долларов США соответственно.

Импорт жидкостных насосов в 2017 году увеличился на 410 млн. долларов США, из них из Южной Кореи – на 160 млн. долларов США, Германии – на
60 млн. долларов США и Китая – на 50 млн. долларов США.

В 2017 году импорт России электрооборудования составил 27 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 24% или на 5,2 млрд. долларов США. При этом на 32% данный прирост сформировался за счет увеличения импортных поставок телефонных аппаратов для сотовой связи на
1,7 млрд. долларов США. Основными странами-поставщиками данных аппаратов являлись Китай (63%) и Вьетнам (17%).

Импортные поставки средств наземного транспорта увеличились в
2017 году по сравнению с прошлым годом на 36% или на 6 млрд. долларов США. Прирост был обусловлен в основном увеличением импортных поставок запасных частей для легковых автомобилей (включая кузова, шасси и пр.) – на 2,6 млрд. долларов США, тракторов – на 1 млрд. долларов США и грузовых транспортных средств – на 0,9 млрд. долларов США. При этом в стоимостном объеме импорта существенно снизилась доля легковых автомобилей – с 38% до 31%, с одновременным ростом доли тракторов и грузовых машин – с 11% до 17%.

  1_14

Рост ввоза комплектующих для легковых автомобилей в 2017 году зарегистрирован из Германии (+34%), Японии (+52%), Китая (+29%), Южной Кореи (+64%) и Чехии (+52%), что связано с наращиванием в России промышленной сборки автомобилей Мазда, Тойота, Фольксваген, Шкода, а также расширением их модельного ряда.

В связи с повышением спроса на российском рынке на спецтехнику ввоз товаров, классифицируемых кодами 8701 «Трактора», 8704 «Грузовые автомобили» и 8705 «Транспортные средства специального назначения» увеличился в количественном выражении в 1,5 раза, в стоимостном – в 2,4 раза,  1,8 раз и 1,1 раз соответственно. Среди данных транспортных средств увеличился импорт в стоимостном выражении тягачей седельных производства Нидерландов и Германии – в 3 раза, Франции – в 5 раза, Бразилии – в 9 раз; автокранов производства Китай – в 9 раз, Германия – в 3 раза; автосамосвалов производства США – в 4 раза, Белоруссии – в 2 раза.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом основной стоимостной объем импорта товаров химической промышленности приходился на фармацевтическую продукцию – 27%, пластмассы и изделия из них – 22%. На данные группы товаров пришлось и основное увеличение импорта в данной отрасли, за счет фармацевтической продукции – на 1,9 млрд. долларов США, пластмасс и изделий из них – на 1,2 млрд. долларов США. Вместе с тем, существенно увеличился и стоимостной объем ввоза каучука, резины и изделий из них – на 0,8 млрд. долларов США, а также органических химических соединений – на 0,8 млрд. долларов США.

1_15

В импорте товаров фармацевтической продукции основное место занимают лекарственные средства, на долю которых приходится 80% импорта данной группы товаров. Прирост стоимостного объема импорта по лекарственным средствам в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил более 1,4 млрд. долларов США. Причиной этому послужило не физическое увеличение ввоза данных товаров, а рост цен в среднем на 16%. Основными странами-поставщиками лекарственных средств являются Германия – 21%, Франция – 10%, Италия – 7%, Индия – 6%, Швейцария – 5%. В 2017 году поставки лекарственных средств значительно увеличила Великобритания – на 0,1 млрд. долларов США.

Основную долю в импорте каучука, резины и изделий из них занимают шины и покрышки пневматические – 48%, а также изделия, трубки и ленты из вулканизированной резины (коды 4009, 4010, 4016 ТН ВЭД ЕАЭС) – 28%, каучук натуральный и синтетический (коды 4001 и 4002 ТН ВЭД ЕАЭС) – 12%. Под кодами 4009, 4010 и 4016 ТН ВЭД ЕАЭС большей частью декларируются комплектующие для ремонта и технического обслуживания автомобилей. Натуральный и синтетический каучук в основном закупают компании, занимающиеся производством автомобильных шин. В 2017 году стоимостной рост импорта по указанным товарным позициям составил более 30%. Импортные закупки осуществлялись из Китая – 14%, Японии – 12%, Германии – 10%, Южной Кореи – 7%.

Продовольственные товары.

Стоимостной объем импорта продовольственных товаров в 2017 году составил 29 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 15% или на 3,8 млрд. долларов США. Наибольшую долю в стоимостном объеме продовольствия составляли фрукты – 16%, мясо и мясные субпродукты – 9%, молочная продукция – 9%, алкогольные и безалкогольные напитки – 9%, овощи – 6% и прочие.

  1_16

В 2017 году существенно выросли поставки фруктов и орехов – на 0,8 млрд. долларов США; алкогольной и безалкогольных напитков – на
0,7 млрд. долларов США; молочной продукции, мяса и мясной продукции, овощей – по 0,4 млрд. долларов США. При этом по физическим объемам среди данных товаров существенный рост произошел только по импорту фруктов, овощей, а также алкогольных и безалкогольных напитков. Увеличение стоимостных объемов по остальным категориям продовольственных товаров связано в основном с ростом цен на ввозимую продукцию.

Ввоз фруктов в физическом выражении вырос за счет увеличения поставок черешни, винограда из Турции, в отношении которой в 2017 году были сняты ограничительные меры; бананов из Эквадора; цитрусовых из Южной Африки.

Увеличился физический объем импорта овощей из Китая в 1,4 раза практически по всей товарной номенклатуре, картофеля из Египта – в 2,5 раза, томатов из Азербайджана – в 1,5 раза, картофеля из Беларуси – в 1,3 раз, лука из Турции – в 3500 раз.

Импорт алкогольных и безалкогольных напитков в 2017 году составил
2,5 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился по стоимости – на 39% (на 0,7 млрд. долларов США), по физическому объему (литрам) – на 29%. При этом увеличение ввоза алкогольных и безалкогольных напитков произошло по всем товарным позициям.

Основной стоимостной объем ввоза в 2017 году приходился на виноградные вина – 40%, спирт этиловый с концентрацией менее 80 об.% – 38%, пиво солодовое – 8%.

1_17

Стоимостной объем ввоза виноградных вин в 2017 году составил 1 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2016 годом по стоимости – на 38%. Вместе с тем, рост физических объемов составил 11%. Таким образом, увеличение стоимостного объема связано, в первую очередь, с ростом цен на виноградные вины на 24%.

Ввоз виноградных вин в 2017 году осуществлялся из Италии – 29%, Франции – 18%, Испании – 16%, Грузии – 10%. При этом поставки из Италии в физическом выражении (литрах) увеличились на 34%, Франции – на 29%, Грузии – в 1,8 раза. Поставки из Испании в физическом выражении сократились, но выросли в стоимостном – на 24%.

Импорт спиртовых напитков с концентрацией спирта менее 80 об.%
в 2017 году составил 0,9 млрд. долларов США, увеличение по физическому объему (литрам) составило 30%, по стоимости – 38%. Основные объемы импорта данной категории товаров приходились на Великобританию – 25%, Армению – 19%, Францию – 16%, США и Ирландию – по 5%. В 2017 году по сравнению с 2016 годом Великобритания увеличила поставки виски – на 31%, Ирландия – на 36%, США – на 33%, а Армения нарастила ввоз коньяка на 25 %. При этом ввоз французского коньяка сократился по физическому объему на 5%, но увеличился по стоимости на 32%.

Ввоз солодового пива в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился и по физическим объемам (на 50%), и по стоимости (на 54%). Основными странами-поставщиками пива являлись Германия, Чехия, Беларусь и Бельгия. Германия занимает лидирующее положение как по стоимостным объемам поставок пива (33%), так и по физическим (29%). При этом в 2017 году Германия нарастила поставки своего пива практически в 2 раза. Чехия, Беларусь и Бельгия также увеличили физические объемы ввоза солодового пива в 1,5 раза, 1,5 раза и 1,3 раза соответственно.


doc Статистика внешней торговли Российской Федерации 12/02/2018, 15:44

 


[1] Перечень несырьевых неэнергетических товаров определен Регламентом осуществления Аналитическим конъюнктурным центром АО «Российский экспортный центр» мониторинга и анализа условий экспорта в Российской Федерации и за рубежом (Приложение 1 часть 1), утвержденным Протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт» от 28 ноября 2017 г. № 76(9).


Читать оригинал
2018-02-12

© 2015 ООО «Таможенный портал»

Все права защищены

Обратный
 звонок

Обратный звонок